Процесс повышения энергоэффективности эффективности Украины

В соответствии с положениями Третьего энергопакета ЕС в области энергоэффективности Украина приняла ряд законов для реализации следующих Директив ЕС в национальном законодательстве: 2006/32 / ЕС об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах; 2010/31/ЕС об энергетической эффективности производства; 2010/30/ЕС о маркировке энергетических продуктов; 2012/27/ЕС об энергоэффективности, внесении изменений в Директивы 2009/125/ЕС и 2010/30/ЕС и отмене директив 2004/8/ЕС и 2006/32/ЕС.

 Следует отметить, что согласно министерскому совету Энергетического Сообщества, директива 2012/27/EU подчеркивает необходимость повышения энергоэффективности до 20% к 2020 году (вместо 9%, установленных в предыдущих директивах) с ежегодным снижением общего энергопотребления. Проект также предусматривает реконструкцию зданий, энергоаудит, повышение эффективности систем отопления и кондиционирования воздуха, внедрение механизмов финансирования энергоэффективности. Согласно документу, каждая договаривающаяся сторона должна внедрить положения данной директивы в свое национальное законодательство, определяя национальные целевые показатели энергоэффективности и обновляя стратегические цели каждые три года – в 2017 и 2020 годах.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 25 ноября № 1228-р утвержден Национальный план действий в области энергоэффективности (НПЭЭ) Украины на период до 2020 года. Этот важный документ вводит европейскую практику среднесрочного планирования государственной политики в области энергоэффективности и утверждает План мероприятий по реализации НПДЭ до 2020 года, который является одним из ключевых обязательств по директиве 2006/32/ЕС. По данным ТБ УЭБ https://www.ueex.com.ua/exchange-quotations/natural-gas/, в 2020 году планируется достичь энергосбережения на уровне 9% от среднего конечного энергопотребления путем реализации мероприятий в четырех основных секторах:

  • бытовом (жилые дома) — 50%;
  • транспортном-9%;
  • общественном сектор услуг (включая общественные здания) – 16%;
  • промышленность-25%.

Основные меры по энергосбережению включают инвестиции в тепловую модернизацию жилых зданий и строительство зданий с практически нулевой энергоемкостью; адаптацию топливных стандартов и технологий использования топлива к европейским стандартам; внедрение сертификации энергоэффективности зданий, энергоаудита и энергоменеджмента, а также 100% коммерческого учета потребления газа, электроэнергии, тепла и воды.

В течение 2015-2016 гг. В Украине была принята нормативная база по внедрению энергосервисных компаний (ЭСКО) в бюджетную сферу. В частности, Закон Украины ”О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины О введении новых инвестиционных возможностей и гарантировании прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в целях масштабной модернизации энергетики» позволил бюджетополучателям принимать на себя долгосрочные обязательства по энергосервису. Кроме того, в ряде подзаконных актов были введены типовой договор энергосервиса, методика определения базового уровня потребления и др.

Украина должна рассчитывать на устойчивое расширение всех возобновляемых источников энергии, которые должны стать инструментом достижения энергетической безопасности государства. По проектам ЕСУ-2035, с которыми можно ознакомится на официальном портале ТБ УЭБ https://www.ueex.com.ua/, на возобновляемые источники энергии в краткосрочной и среднесрочной перспективе (до 2025 года) будет приходиться 12% от общего объема поставок первичной энергии, а к 2035 году — не менее 25% (включая все гидроэнергетические мощности и тепловую энергию).

Ветер и солнечная энергия будут продолжать расти. С учетом дальнейшего удешевления возобновляемых источников энергии их экономическая целесообразность возрастет. Кроме того, рост использования возобновляемых источников энергии среди потребителей не должен подлежать ограничениям энергетической системы и способствовать динамичному местному развитию. Государственная политика должна стимулировать инициативу частных игроков рынка. Следует также поощрять усилия по децентрализации возобновляемых источников энергии (например, фотоэлектрических систем и солнечных коллекторов на крышах жилых зданий) с предполагаемой мощностью около 5% потребления электроэнергии населением.